научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Культуроцентристский подход к проблеме дихотомии воспитания и образования

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

В статье поставлена проблема дихотомии образования и воспитания, сущность которой заключается в противоречиях как между этими базовыми педагогическими понятиями, так и внутри каждого из них. Автор статьи показывает, что проблема дихотомии имеет исторические предпосылки, обозначенные представителями русской педагогической мысли прошлого Л. Н. Толстым и В. В. Розановым. Современная педагогика не только отражает классическую дихотомию данных понятий, проявляющуюся в противоречиях между индивидуальным и социальным; индивидуализацией и массовизацией, но и усугубляет их под влиянием интернет-технологий. Разрешить проблему дихотомии возможно, по мнению автора, путем культуроцентристского подхода, рассматривающего образовательно-воспитательный процесс в его целостности и целенаправленности на культивирование, развитие и формирование личности, отвечающей социокультурным вызовам современности.

  • Комиссаренко Светлана Сергеевна
  • 1. Розанов В. В. Сумерки просвещения / сост. В. Н. Щербаков. Москва: Педагогика, 1990. 624 с.
  • 2. Толстой Л. Н. Воспитание и образование // Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). Москва: Педагогика, 1989. С. 205–232.
  • 3. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / oтв. ред. и сост. В. П. Алексеев. Москва: Школа-Пресс, 1995. 448 с. Культуроцентристский подход к проблеме дихотомии воспитания и образования 38 Вестник СПбГИК № 4 (49) декабрь · 2021
  • 4. Франк С. Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию // Русское зарубежье. Ленинград, 1991. С. 243–434.
  • 5. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие. Москва: Акад. проект, 2000. 496 с.
  • 6. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва: Политиздат, 1992. 543 с.
  • 7. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. Москва: Наука, 2002. 456 с.
  • 8. Артановский С. Н. Культура для человека или человек для культуры? Критика концепции культуроцентризма // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2004. № 1 (2). С. 165–166.
  • 9. Фромм Э. Бегство от свободы: Человек для себя / пер. с англ. Д. Н. Дудинской. Минск: ООО «Попурри», 1998. 672 с.
Авторы: Комиссаренко Светлана Сергеевна
Рубрика: Культурология
Страницы: 33 - 38
УДК: 316.73:37
DOI: 10.30725/2619-0303-2021-4-33-38
Ключевые слова: воспитание, образование, дихотомия, общество, культура, культуроцентризм
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь