научный журнал
вестник Санкт-Петербургского государственного
института культуры
RUS| ENG

Вклад немцев в формирование педагогической культуры России в первой половине XVIII века

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список цитируемой литературы

Статья посвящена анализу взаимодействия России и Германии в социокультурной сфере XVIII в. на примере становления и развития институтов просвещения и образования, в частности школьной системы. Рассматриваются основные векторы русско-немецкой межкультурной коммуникации, обусловившие формирование начальной и средней школы в России. Автор приходит к выводу, что влияние немецкой системы образования на становление русской школы нашло свое отражение во внедрении новых методов преподавания, составлении учебных планов по немецкому образцу, введении ряда предметов, характерных для немецкой школы, а также приглашении немецких специалистов для преподавания в школах и гимназиях России. Отмечается, что данный процесс стал отправной точкой для последующего развития образовательной деятельности в стране в целом.

  • Довгарь Ольга Владимировна
  • 1. Манифест Петра I о приглашении иностранцев на поселение в Россию от 15.04.1702 // Фонд Александра Н. Яковлева: Интернет-проект. URL: https://www. alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/65202 (дата обращения: 10.09.2021).
  • 2. Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Ленинград: Наука, 1991. 118 с.
  • 3. Смагина Г. И. Вклад немецких ученых в развитие российской школы в XVIII в. // Немцы и развитие образования в России: сб. ст. Санкт-Петербург, 1998. С. 12–22.
  • 4. О немецких школах в Москве в первой четверти XVIII в.: (1701 – 1715 гг.): док. моск. арх. / собран. С.  А. Белокуровым и А. Н. Зерцаловым. Москва: Изд. Имп. о-ва истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1907. XLII, 244 с.
  • 5. Российский государственный архив ВоенноМорского Флота. Ф. 234. Оп. 1. Ед. хр. 6. 134 л.
  • 6. Смирнов В. В., Ульянов Н. П. Старейшая школа // Ленинградская панорама. 1985. № 6. С. 32–36.
  • 7. Бюшинг А. Ф. Известие о новоучреждаемой школе, при Санкт-Петербургской немецкой церькви святаго Петра апостола, которая 1 октября сего года начаться имеет. Санкт-Петербург: тип. Акад. наук, 1762. 27 с.
  • 8. Князев Е. А. История зарубежного образования и педагогики. Москва: Юрайт, 2019. 302 с.
  • 9. Штейнберг А. Д-р Антон Фридрих Бюшинг и открытая в Петербурге школа языков, наук и искусств // История Петербурга. 2010. № 2. С. 14–21.
  • 10. Георги И. Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного. СанктПеетербург, 1794. Ч. 2.
  • 11. Таценко Т. Н. Немецкие евангелическо-лютеранские общины в Санкт-Петербурге в ХVIII–ХХ вв. // Немцы в России. Петербургские немцы. СанктПетербург: Дмитрий Буланин, 1999. С. 245–280.
  • 12. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. Ленинград: Лениздат, 1985. 511 с.
Авторы: Довгарь Ольга Владимировна
Рубрика: Культурология
Страницы: 45 - 51
УДК: 371(470)
DOI: 10.30725/2619-0303-2021-4-45-51
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, русско-немецкие культурные связи, система образования в России, начальная и средняя школа России, немецкие педагогические практики, культурное пространство Санкт-Петербурга
График выхода номеров
№1
март

1 декабря - заканчивается прием работ

25 февраля - сдача номера в печать

Выход в свет - март

№2
июнь

1 марта - заканчивается прием работ

25 мая - сдача номера в печать

Выход в свет - июнь

№3
сентябрь

1 июня - заканчивается прием работ

25 августа - сдача номера в печать

Выход в свет - сентябрь

№4
декабрь

1 сентября - заканчивается прием работ

25 ноября - сдача номера в печать

Выход в свет - декабрь