Проблемы и перспективы использования технологий онлайн-обучения в период пандемии COVID-19
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Проблематика исследования связана с активным внедрением в деятельность учреждений высшего образования дистанционной формы проведения занятий в связи с пандемией COVID-19. Целью статьи является определение путей совершенствования процесса онлайн-обучения с учетом интересов всех его участников. Методика исследования: анализ практики организации учебной деятельности в удаленном режиме в период пандемии и социологический опрос (анкетирование) преподавателей и студентов. В соответствии с целью решенными задачами анкетирования стало выявление и сравнительный анализ мнений субъектов образовательного процесса о достоинствах и недостатках онлайн-обучения, оценка его результативности и определение путей повышения его эффективности. Сделан вывод о том, что учет результатов исследований, наряду с реализацией предложений педагогов и студентов по совершенствованию организации учебного процесса, педагогического дизайна, внедрения специализированных платформ для работы в онлайн-среде позволит существенно улучшить качество онлайн-обучения, повысить защиту интересов участников этого процесса, степень готовности университета к участию в цифровой трансформации и преодолению ограничений, вызванных пандемией, подготовке необходимых для этого кадров.
- Романова Жанна Леонидовна
- 1. Концептуальная записка: образование в эпоху covid-19 и в последующий период / ООН. Авг. 2020 г. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/ policy_brief_-_education_during_covid-19_and_beyond_ russian.pdf (дата обращения: 14.03.2021).
- 2. Штыхно Д. А., Константинова Л. В., Гагиев Н. Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 5. С. 72–81.
- 3. Гришин В. И., Домащенко Д. В., Константинова Л. В. и др. Жизнь после пандемии: экономические и социальные последствия // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2020. № 3. С. 5–18.
- 4. Зенков А. Р. Образование в условиях пандемии: что показывает кризис? // Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова РАН: сайт. 2020. 17 апр. URL: https://www.imemo.ru/ news/events/text/obrazovanie-v-usloviyah-pandemiichto-pokazivaet-krizis. (дата обращения: 14.03.2021).
- 5. Лутфуллаев Г. У., Лутфуллаев У. Л., Кобилова Ш. Ш., Неъматов У. С. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Проблемы педагогики. 2020. № 4 (49). С. 66–69.
- 6. Рогачева П. С., Семергей С. В. Проблемы дистанционного образования в период пандемии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Т. 12, № 4. С. 85–93.
- 7. Грунт Е. В., Беляева Е. А., Лисситса С. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию // Перспективы науки и образования: междунар. электрон. журн. 2020. № 5 (47). С. 45–58. URL: https://pnojournal. wordpress.com/2020/10/28/grunt-belyaeva-lissitsa/ (дата обращения: 22.02.2022).
- 8. Беляева Е. А., Грунт Е. В. Социологическая рефлексия дистанционных форм обучения в высшей школе в условиях COVID-19: проблемы и перспективы дальнейшего развития // Russian Economic Bulletin = Российский экономический вестник. 2020. Т. 3, № 4. С. 256–262.