Библиопсихология в культуре текстовой деятельности
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Рассматривается библиопсихология в развитии культуры текстовой деятельности в цифровую эпоху. Важнейшей проблемой является междисциплинарная интеграция в культурологии и психологии семиотической составляющей текстовой деятельности. Обосновывается культура текстовой деятельности в контексте развития письменности как закрепление культурного опыта человечества, социальной и индивидуальной коммуникации, включающей все способы общения в разные исторические периоды. Информация передавалась в вербальной (устной), в визуальной, звуковой, танцевальной формах в дописьменный период, сохраняясь и в письменный период. Современное понимание текстовой деятельности связано с многообразием знаковых систем. Необходим междисциплинарный синтез в освоении культуры текстовой деятельности. Анализируется концепция библиопсихологических ценностей, к которым относятся вербальные, невербальные и креолизованные тексты разных уровней семиотической интеграции. Представлен психосемиотико-коммуникативный опыт типологизации текстов на основе семиотической парадигмы интеграции культурологии и библиопсихологии. Предлагается в качестве методологии текстовой деятельности в цифровую эпоху перенос библиопсихологии Н. А. Рубакина в культурологическое знание применительно к образованию и культуре для изучения библиопсихологических ценностей на основе семиотической психологии. Семиотическая психология включает концепцию триады (семиотической, интерсемиотической, супрасемиотической) в восприятии, понимании, усвоении и диагностике текстов в зависимости от уровня семиотической интеграции, обладающей конструктивным и эвристическим потенциалом. Вопросы диагностики работы с такими текстами и создание на их основе новых текстов для культурологии и психологии являются весьма актуальными. Важным является психолого-культурологический вопрос восприятия таких текстов и выявление в них доминирующих элементов, выступающих в качестве скреп для более обобщенного семиотического продукта в целостном понимании смысла текста. Введение в оборот библиопсихологии в культурологию расширит границы культуры текстовой деятельности в информационном поле человеческой цивилизации.
- Бородина Валентина Александровна
- Рубакин Н. А. Библиологическая психология. Москва: Акад. проект: Трикста, 2006. 799 с.
- Семеновкер Б. А. Эволюция информационной деятельности: бесписьменное общество / Рос. гос. б-ка. Москва: Пашков дом, 2007. 144 с.
- Бородина В. А. Изучение продуктивности чтения текстов новой природы: основные направления исследования в интересах будущего библиотек // Библиотековедение. 2017. № 2. С. 159-165.
- Бородина В. А. Диагностика когнитивных умений в работе с креализованными текстами в условиях библиотек // Социолог и психолог в библиотеке: сб. ст. и материалов / Рос. гос. б-ка для молодежи. Москва, 2018. Вып. 9. С. 118-123.