Кинематика как свойство музейного предмета
- Аннотация
- Об авторах
- Список цитируемой литературы
Статья подготовлена по материалам доклада, прозвучавшего в ходе пленарного заседания научно-практической конференции «Технический музей: традиции и инновации», проходившей 22–23 апреля 2019 г. в Музее городского электротранспорта в С.-Петербурге. Автор статьи видит движение, т. е. нарушение неподвижного экспозиционного состояния музейного предмета как важнейшее свойство объектов научно-технического наследия в технических и универсальных музеях. Движение рассматривается как одно из средств усиления полноты смыслов экспоната, насыщение его более выразительными аттрактивными характеристиками, раскрывающими информационный потенциал вещи в музее. Привычная статичность предметов на экспозиции понимается автором как наследие периода предмузейного собирательства эпохи Возрождения и формирования музейных коллекций в век Просвещения, что было обусловлено невольным переносом способов восприятия произведений художественной культуры на рецепции объектов науки и техники в музеях соответствующего профиля. Отход от этой парадигмы, усиление визуально-информационных качеств памятников научно-технического прогресса посредством движения является максимально оптимальной формой музейного бытования произведений технической культуры. В статье приведены варианты актуализации кинематических свойств музейного предмета в музейном пространстве, что при успешной реализации должно привести к усилению аксиологических характеристик вещи. Кинематика экспоната обуславливает то его состояние, которое можно считать полноценным существованием объекта ввиду его функционального назначения.
- Мухин Андрей Сергеевич
- 1. Ерешко Ю. в. Оружие как объект музейного экспонирования: дис. … канд. культурологии: 24.00.03. СанктПетербург: СПбГУКИ, 2008. 235 с. 2. Кухлинг Х. Справочник по физике / под ред. Е. М. Лейкина. Москва: Мир, 1983. 520 с. 3. Ньютон И. Математические начала натуральной философии / пер. с лат. А. Н. Крылова. Москва: URSS, ЛЕНАНД, 2019. 704 с. 4. Аквинский Ф. Сумма теологии // Антология мировой философии / пер. с лат. С. С. Аверинцева. Москва: Мысль, 1969. Т. 1, ч. 2. 936 с. 5. Петров М. Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса. Ленинград: Наука, 1982. 216 с. 6. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения. Москва: Искусство, 1970. 158 с. 7. Мухин А. С. Человеческое тело и его оболочки: архитектура, костюм, транспорт // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360. С. 35–38.